Какие обращения орские власти рассматривали 87 лет назад?

11.04.2018
5452

Вид на нынешнюю площадь Кирилова в 30-е годы. Никольскую церковь уже разобрали, а мечеть еще на месте

Недавно Урал56.Ру рассказывал о том, как сейчас орские власти работают с обращениями граждан. Для этих целей создано специальное предприятие, и в 2017 году оно обработало более 4 тысяч документов… А как с этим дело обстояло раньше? Чтобы ответить на этот вопрос, мы направились в городской архив. Самая старая папка, содержащая обращения в городской Совет, датирована 1931 годом. В нее-то мы сегодня и заглянем...

«Германское посольство имеет честь просить не отказать»

В 1931 году в Орск поступило официальное обращение из самой Германии! Точнее, из ее московского посольства. Напечатано оно на гладкой, плотной бумаге. Под текстом – синяя печать с орлом.


Все по-европейски: изящный слог, гладкая бумага...

Суть обращения: во время Первой Мировой двух граждан Германии, которые находились в России, интернировали в глубинку. Это было нормальной практикой, применявшейся обеими сторонами: чтобы мирные гости не взялись передавать секретные сведения с территории противника своим вооруженным согражданам, их ссылали в глухую деревню подальше от линии фронта – попробуй-ка отправь оттуда шпионское послание… Вот и двух немцев по фамилии Я. (кем они приходились друг другу: то ли братьями, то ли отцом и сыном, неизвестно) законопатили в деревушку в орских окрестностях.

После окончания войны их, скорее всего, отправили бы обратно в Германию, но в России сменилась власть, началась Гражданская война, и в этой кровавой каше сгинули оба Я. – и Эдуард, и Генрих… Но правительство не забыло о них и попросило орских чиновников навести справки. Да как попросило! Каким удивительным слогом!

 — Германское Посольство имеет честь просить не отказать навести справки… За исполнение своей просьбы Германское Посольство заранее выражает свою благодарность.
Но орские власти ответили лаконично и даже резко, без буржуазных выкрутасов, со всей пролетарской прямотой: нет у нас такого села и никогда не было.


...И наш ответ капиталистам

Ответ интересен еще и обилием ошибок. Писали-то его люди простые, малограмотные – прежнюю царскую интеллигенцию к 31 году уже извели (или, во всяком случае, от власти решительно отстранили), а советская в маленьком городке появиться еще не успела. Поэтому в документе, отправленном на самый высокий (международный!) уровень, проскочили и «отнАшение», и «поЕтому», и «сожЕлению», и «прИзидиума»…

Ну, а село Исянбетово существует до сих пор. Находится оно в Башкортостане, в 250 километрах от Орска, неподалеку от города Сибай.

«Чуждый элемент завоевал марку бедняка»

А вот еще одно характерное письмо той эпохи – на этот раз не с самого верха, а с самого низа. Написал его крестьянин-бедняк из деревушки под Орском (точнее, надиктовал – писал кто-то грамотный, бедняк лишь поставил неуклюжую подпись). 

Письмо поступило в горсовет, но наверняка потом его изучили компетентные органы

Один этот листок стоит десятка книг по истории репрессий… Комментировать его мы не будем, просто приведем полностью, сохраняя авторские орфографию и пунктуацию.

 — Тов. Миронников. Я Вам хотел сообщить о следующем что у нас в деревне Гайнуллиной Узембаевского с/с-та имеется один чуждый элемент который каким-то образом завоевал себе марку бедняка чувствует себя паном и действует как ему хочится. Главное то что этот чужак приказчик отдел. Ц.Р.К. И.И. (И.И. – имя и фамилия «чуждого элемента», а Ц.Р.К. – орган, в котором он работал, курировавший торговлю и общепит - прим. Урал56.Ру) ни на одну копейку не считает членов. Во время занятия он находит какие то причины, отсутствует из лавки и после обеда, коротко и ясно и категорически заявляет что время занятий кончено и хоть ты там умри. Из 7 дней недели обязательно 3 дня проведет в городе. Слышно что в городе завел знакомство где сбывает товар сразу на месте. Население стонет об этом никто незнает и все молчат. Я говорил что он чуждый элемент так как он получивший духовное воспитание как отец его был муллой. Этот приказчик во время революции когда служил у белых, избил до полусмерти революционерку нашей деревни С.Б.Г. которая являлась женою комиссара красного отряда. Во время ее прибывания в деревни И. узнал об этом и избил кнутом до полусмерти и хотел отвести в штаб белых, но благодаря других она уцелела и освободилась. Это было когда они пробрались с отрядом из Кувандыка в Орск Г. отстала от отряда у своих родных на несколько дней. Вот таковой гражданин ныне орудует в нашей деревне. Я прошу дать такое дело на раследование и отстранить его от таковой должности. Свидетели: А.С., К.К., Г.А. 10.Х.1931 год.
 

Гражданка-девица и ее красный сундук

Как и во все времена, тогда люди обращались к властям за защитой. В следующем письме (его мы тоже приведем полностью) некая орчанка просит вернуть конфискованные у нее вещи, находившиеся в красном сундуке… 

Под письмом, написанным другим человеком, гражданка-девица с ошибкой нацарапала свою фамилию

И то, с какой тщательностью она называет каждую тряпочку, говорит о многом – об уровне тогдашней жизни в первую очередь.

 — Председателю Орского Горсовета от гражданки-девицы М.К.С. Адрес: ул. П. Коммунаров, д. … Заявление. 18-го числа текущего февраля месяца у сестры моей – Ф.Б. – за не платеж налога в сумме 100 р. было описано и взято разное движимое имущество, а так как я безпризорная и к томуже страдаю пороком сердца то я жила с ней и помогала ей в хозяйстве, но имела свой собственный сундук и в нем вещи приобретенные личным моим трудом, а именно: одеяло стеганное красное на клетчатой подкладке в 60 р., пальто стеганное черное суконное 70 р., шаль черная-кашемировая 10 р., коричневая шаль 5 р., ичиги с калошами 23 р. 50 к., 2 юбки шерстянные – серая и черная 8 р., кофта шерстянная 2 р. 50 к., 2 юбки синих – сатиновая и ситцевая 3 р. 45 к., три скатерти 9 р., три утиральника 6 р., полуботинки 10 р., три женских рубахи 3 р. 20 к., валенки 40 р., серая юбка в полоску 2 р. 40 к. и красный сундук со всеми этими вещами был увезен за вещи сестры Б. Принадлежность означенного выше красного сундука, а так-же и находившихся в нем перечисленных вещей мне, а не сестре подтвердят соседи гр-не: К. ул. Народовольцева д. … и Р. ул. П. Коммунаров д. … На основании выше изложенного прошу Вас, по вызову и допросу поименованных выше свидетелей – К. и Р., сундук с принадлежащими мне вещами от описи и продажи освободить и выдать мне. Февраля 22го дня 1931 года.


Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.


Новости быстрее, чем на сайте, в нашем Telegram. Больше фотографий и комментариев в нашей группе ВКонтакте.

Контакт с редакцией
Павел Лещенко
Урал56.Ру
11.04.2018 Область
Подпишитесь
на наш Telegram
Следите за нашими новостями
в удобном формате
9 октября в Орске отключат свет 8 октября в Орске отключат свет 4 октября в Орске отключат свет 3 октября в Орске отключат свет Перейти в раздел